Гала Рахманинов

11 октября 2013

Гала Рахманинов

Редко случается, чтобы обе композиции, которые история завещала нам, были реализованы путем такого сильного страдания от творческих мук.



Падение в пучину творческого кризиса, и сопутствующий ему более серьезный экзистенциальный кризис, который сопровождал его всю жизнь не могли не отразиться на творчестве Рахманинова.

Над первым своим концертом шестнадцатилетний Сергей, студент Московской консерватории, начал работать в 1889 году. Возможно, на его творчество повлиял другой великий русский – Петр Чайковский (достаточно послушать Элегическое Трио, посвященное Чайковскому, чтобы понять, как Рахманинов был искренне огорчен трагической и внезапной его смертью в 1893 году). Несмотря на присутствие на международной арене Стравинского и Шенберга, он оставался верен тональной системе.  В Московской консерватории перспективный музыкант был назначен в класс фортепиано, который вел Александр Зилоти, ученик Ференца Листа. Влияние венгерского пианиста, возможно, чувствуется в Первом концерте, а затем – и в самом знаменитом – Третьем.

Творчеству Рахманинова в Риме посвятили два вечера.  Программа была подобрана удачно: у поклонников творчества русского композитора была возможность сравнить и проследить творческую эволюцию автора.  Оркестр Национальной Академии Санта Чечилии под управлением Александра Сладковского продемонстрировал великолепную школу с первых же аккордов Первого концерта.  Это была превосходная идея – пригласить за дирижерский пульт маэстро Сладковского, который смог подчинить себе обе стихии – солиста и оркестр, умело приводя их в равновесие.  В этом концерте солирующее фортепиано не отодвигало оркестр на вторые роли. Напротив, диалог, который изначально выглядит как борьба за превосходство, превратился в общую цель.

Премьера первого концерта была принята, без всяких сомнений, доброжелательно. К сожалению, исполнение шесть лет спустя Первой Симфонии провалилось. Результат был настолько ужасен, что Рахманинов всерьез думал об отказе от музыкальной карьеры.  Только по настоянию членов семьи, он обратился за помощью к психотерапевту Николаю Далю. Свой второй концерт композитор посвятил именно ему.  В этом сочинении по-настоящему проявился подлинный талант Рахманинова.

С этими драматичными страницами нас знакомит пианист Джузеппе Албанезе. Во Втором Концерте все гениально и спонтанно: здесь есть радость освобождения и преодоления творческих мук. Баланс оркестра и фортепиано здесь идеален, без резких контрастов.  И в этом снова заслуга Александра Сладковского. Маэстро предложил свою интерпретацию этого концерта.  Он оставил за оркестром право некой спонтанности, которая присутствует в стилистике Второго концерта.

Поразительно!

Во второй вечер публике предложили следующие два фортепианных концерта Рахманинова - № 3 и № 4 и Рапсодию на тему Паганини, завершая полное собрание произведений великого русского композитора для фортепиано с оркестром. В эти два вечера сменяли друг друга на сцене лучшие пианисты, сопровождаемые великолепным оркестром Академии Санта-Чечилии под управлением Александра Сладковского.

В первом отделении пианист Шон Боткин, нью-йоркский ученик Мартина Канина мастерски интерпретировал Концерт № 4, завершенный в 1926 году. По отношению к этому концерту критика была сдержанна, возможно, поэтому он довольно редко исполняется.  Тем не менее, это сочинение – очень ценная работа композитора.

Техническая и тембровая слаженность задавали прекрасный тон звучания оркестра.  Боткин реагировал чутко и без промедления, его игра прекрасно и гармонично сочеталась и с оркестровым тутти, и с сольными партиями. Публика, которая слушала весь концерт, затаив дыхание, весьма эмоционально попросила исполнения на бис, Боткина долго уговаривать не пришлось.

Марианджела Вакателло, молодая итальянская пианистка исполнила Рапсодию на тему Паганини. Марианджела была великолепна. Готовые проекты домов - z500.com.ua

Во втором отделении концерта прозвучал Третий фортепианный концерт, впервые исполненный в 1909 году.  Солист - Николай Луганский - знаменитый русский пианист. Концерты № 2 и № 3, по мнению критики и публики, - одни из лучших сочинений Рахманинова, а также самые известные поздне-романтические произведения, требующие от исполнителей безупречной техники.

Публика услышала безукоризненно точную, даже строгую (действительно русскую) интерпретацию концерта, в том числе благодаря согласованности солиста с дирижером.  Зал замер на несколько секунд и устроил музыкантам долгую овацию, требуя исполнения на бис.  Исполнили, конечно же, величественный финал, играя на этот раз более мягко, подчеркивая блеск и совершенство сочинения, словно отдавая дань уважения великому композитору, который, казалось, присутствовал в этот вечер на концерте в Риме.

Адриано Бонанни


« назад